Итоговое сочинение (изложение) - Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов изложения)

Автор: vmv52. Posted in 11 класс (ЕГЭ)

 

4. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов изложения)

4.1. Особенности формулировок тем итогового сочинения

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2017/18 учебного года:

  1. «Верность и измена»»,
  2. «Равнодушие и отзывчивость»,
  3. «Цели и средства»,
  4. «Смелость и трусость»,
  5. «Человек и общество».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2017/18 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям,  подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

 

Тематическое
направление

Комментарий

  1.  

«Верность и измена»

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

  1.  

«Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

  1.  

«Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

  1.  

«Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

  1.  

«Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

 

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

•          соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

•          соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

•          соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);

•          нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

•          соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

•          быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).

В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2016/17 учебного года: «Разум и чувство»; «Честь и бесчестие»; «Победа и поражение»; «Опыт и ошибки»; «Дружба и вражда»).

 

 

Комплект №1

  1. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
  2. Актуально ли понятие чести для современного человека?
  3. Что можно и нужно побеждать в самом себе?
  4. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
  5. В чём разница между другом и приятелем?

Комплект №2

  1. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
  2. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
  3. Когда поражение закаляет характер человека?
  4. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
  5. Какие качества раскрывает в человеке дружба?

Комплект №3

  1. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
  2. Что означает «идти дорогой чести?»
  3. Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
  4. Какие ошибки можно считать непоправимыми?

Как отличить истинную дружбу от ложной?

Комплект №4

  1. Какую роль в жизни человека играют чувства?
  2. Как Вы понимаете слово «честь»?
  3. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
  4. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
  5. Может ли дружба обернуться враждой?

 

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения (см. приложение 4).

 

4.2. Особенности текстов итогового изложения

Тексты итогового изложения отбираются из произведений отечественных авторов (не из хрестоматий и учебников). Текст для итогового не превышает объем 320 – 450 слов и соответствует определенным требованиям. Текст должен:

обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);

быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (ни описание, ни рассуждение не должно доминировать; текст не должен содержать развернутых диалогов и монологов,  допускается несколько реплик);

быть понятным для обучающихся с ограниченными возможностями (привычный стиль отсутствие внутренней ироничности,  несложный синтаксис, минимум слов с переносным значением);

соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть слишком сложным или излишне примитивным, он не строится на сказочных или фантастических сюжетах);

обладать позитивным воспитательным потенциалом;

быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть излишне трагичным).

 

Образец текста для проведения итогового изложения

 

КОРЗИНКА

Собака со смешным именем Корзинка редко бывала дома. Она была дворняжкой среднего роста, с жёсткой спутанной шерстью. Хозяйка не любила её и не заботилась о ней. Весь день Корзинка бегала по посёлку в поисках пропитания. Возвращалась домой она только к ночи.

И вдруг у собаки родились щенята. Корзинка заботливо устроила их под домом. Узнав о прибавлении семейства у Корзинки, хозяйка пришла к соседу и попросила избавить её от щенков.

Гусаров, так звали соседа, явился в назначенный час. Он постоял перед дверкой, ведущей под дом, опустился на колени и заглянул внутрь. Собака лежала на боку. Два маленьких щенка жались к её животу. Гусаров полез под дом. Собака повернула к нему голову. Убедившись, что это человек знакомый, она не заволновалась, а продолжала кормить своих детей. Лёжа на животе, Гусаров наблюдал за жизнью дружного собачьего семейства.

И вдруг в памяти Гусарова возникла тёмная, нетопленая изба. Он вспомнил военные годы, маму, сестрёнку и себя. Сестрёнка плакала, а его мучил голод. Временами мама обнимала их обоих и прижимала к себе. И сразу становилось теплее. Сестра утихала, а он чувствовал себя защищённым от всех бед, от войны, от холода, и засыпал...

Сейчас Гусаров вдруг позавидовал двум пушистым щенкам, которые посасывали молоко. Гусаров осторожно протянул руку к животу спящей собаки. И тут чей-то маленький беззубый рот ухватился за его палец и стал энергично сосать. Гусаров хотел отдёрнуть руку, но щенок крепко присосался к пальцу. Гусаров вдруг почувствовал, что не сможет оторвать щенков от матери.

Вечером хозяйка взяла фонарь и полезла под дом. Ни собаки, ни щенков под домом не было.

Прошло несколько дней. Корзинка не возвращалась. Это рассердило хозяйку. В воскресенье она отправилась в посёлок на поиски беглянки. Вдруг вдалеке мелькнула знакомая шкурка. Хозяйка стала звать собаку, но та бросилась прочь. Хозяйка побежала за ней, чтобы догнать и наказать её. А Корзинка добежала до какого-то забора и юркнула в лаз. Хозяйка остановилась перед воротами. Это были ворота дома, в котором жил Гусаров. Она принялась звать собаку, но ничего не добилась.

В это время в тесной комнате два щенка сосали материнское молоко, а Гусаров сидел рядом на табуретке и улыбался.

(По Ю.Я. Яковлеву)

(342 слова)

 

 

Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.

В случае, если Вам нежелательно размещение на сайте "изображения гражданина (ребенка) полученного при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях" убедительная просьба прислать ссылку на изображение администратору сайта по адресу  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  и изображение будет удалено.