Итоговое сочинение (изложение) - Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов изложения)
- Итоговое сочинение (изложение)
- Выпускники прошлых лет
- Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения)
- Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов
- Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов изложения)
- Порядок проверки итогового сочинения (изложения)
- Все страницы
4. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов изложения)
4.1. Особенности формулировок тем итогового сочинения
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2017/18 учебного года:
- «Верность и измена»»,
- «Равнодушие и отзывчивость»,
- «Цели и средства»,
- «Смелость и трусость»,
- «Человек и общество».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2017/18 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
№ |
Тематическое |
Комментарий |
«Верность и измена» |
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. |
|
«Равнодушие и отзывчивость» |
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. |
|
«Цели и средства» |
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. |
|
«Смелость и трусость» |
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. |
|
«Человек и общество» |
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. |
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
• соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;
• соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
• соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);
• нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
• соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
• быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).
В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2016/17 учебного года: «Разум и чувство»; «Честь и бесчестие»; «Победа и поражение»; «Опыт и ошибки»; «Дружба и вражда»).
Комплект №1
- К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
- Актуально ли понятие чести для современного человека?
- Что можно и нужно побеждать в самом себе?
- Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
- В чём разница между другом и приятелем?
Комплект №2
- Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
- В чём разница между честным человеком и человеком чести?
- Когда поражение закаляет характер человека?
- Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
- Какие качества раскрывает в человеке дружба?
Комплект №3
- Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
- Что означает «идти дорогой чести?»
- Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
- Какие ошибки можно считать непоправимыми?
Как отличить истинную дружбу от ложной?
Комплект №4
- Какую роль в жизни человека играют чувства?
- Как Вы понимаете слово «честь»?
- Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
- Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
- Может ли дружба обернуться враждой?
Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения (см. приложение 4).
4.2. Особенности текстов итогового изложения
Тексты итогового изложения отбираются из произведений отечественных авторов (не из хрестоматий и учебников). Текст для итогового не превышает объем 320 – 450 слов и соответствует определенным требованиям. Текст должен:
обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);
быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (ни описание, ни рассуждение не должно доминировать; текст не должен содержать развернутых диалогов и монологов, допускается несколько реплик);
быть понятным для обучающихся с ограниченными возможностями (привычный стиль отсутствие внутренней ироничности, несложный синтаксис, минимум слов с переносным значением);
соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть слишком сложным или излишне примитивным, он не строится на сказочных или фантастических сюжетах);
обладать позитивным воспитательным потенциалом;
быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть излишне трагичным).
Образец текста для проведения итогового изложения
КОРЗИНКА
Собака со смешным именем Корзинка редко бывала дома. Она была дворняжкой среднего роста, с жёсткой спутанной шерстью. Хозяйка не любила её и не заботилась о ней. Весь день Корзинка бегала по посёлку в поисках пропитания. Возвращалась домой она только к ночи.
И вдруг у собаки родились щенята. Корзинка заботливо устроила их под домом. Узнав о прибавлении семейства у Корзинки, хозяйка пришла к соседу и попросила избавить её от щенков.
Гусаров, так звали соседа, явился в назначенный час. Он постоял перед дверкой, ведущей под дом, опустился на колени и заглянул внутрь. Собака лежала на боку. Два маленьких щенка жались к её животу. Гусаров полез под дом. Собака повернула к нему голову. Убедившись, что это человек знакомый, она не заволновалась, а продолжала кормить своих детей. Лёжа на животе, Гусаров наблюдал за жизнью дружного собачьего семейства.
И вдруг в памяти Гусарова возникла тёмная, нетопленая изба. Он вспомнил военные годы, маму, сестрёнку и себя. Сестрёнка плакала, а его мучил голод. Временами мама обнимала их обоих и прижимала к себе. И сразу становилось теплее. Сестра утихала, а он чувствовал себя защищённым от всех бед, от войны, от холода, и засыпал...
Сейчас Гусаров вдруг позавидовал двум пушистым щенкам, которые посасывали молоко. Гусаров осторожно протянул руку к животу спящей собаки. И тут чей-то маленький беззубый рот ухватился за его палец и стал энергично сосать. Гусаров хотел отдёрнуть руку, но щенок крепко присосался к пальцу. Гусаров вдруг почувствовал, что не сможет оторвать щенков от матери.
Вечером хозяйка взяла фонарь и полезла под дом. Ни собаки, ни щенков под домом не было.
Прошло несколько дней. Корзинка не возвращалась. Это рассердило хозяйку. В воскресенье она отправилась в посёлок на поиски беглянки. Вдруг вдалеке мелькнула знакомая шкурка. Хозяйка стала звать собаку, но та бросилась прочь. Хозяйка побежала за ней, чтобы догнать и наказать её. А Корзинка добежала до какого-то забора и юркнула в лаз. Хозяйка остановилась перед воротами. Это были ворота дома, в котором жил Гусаров. Она принялась звать собаку, но ничего не добилась.
В это время в тесной комнате два щенка сосали материнское молоко, а Гусаров сидел рядом на табуретке и улыбался.
(По Ю.Я. Яковлеву)
(342 слова)